Перейти к материалам
истории

«Спасибо, что ты меня слушаешь. Спасибо, что любишь» Памяти Шинейд ОʼКоннор. Ее главные песни

Источник: Meduza

26 июля в возрасте 56 лет умерла Шинейд ОʼКоннор — одна из талантливейших певиц своего поколения, бескомпромиссная бунтарка, всю жизнь протестовавшая против войн, политиков, правил шоу-бизнеса и официальной церкви (например, она публично порвала в эфире фотографию папы римского). «Nothing Compares 2 U» слышали все. Послушайте ее еще раз. И еще несколько песен Шинейд ОʼКоннор.

«Mandinka»

Дебютный альбом Шинейд ОʼКоннор «The Lion and the Cobra» 1987 года имел довольно скромный успех. Но теперь его считают одной из классических записей той эпохи. По меркам 1980-х «Mandinka» — это бодрый поп-рок для студенческих радиостанций, но ничуть не усредненный, а, наоборот, моментально разжигающий воображение эксцентричным вокалом Шинейд. К этому следует добавить интригующий текст, посвященный африканской народности мандинка. Сама певица говорила, что для понимания песни слушателям следует прочесть книгу «Корни» лауреата Пулитцеровской премии Алекса Харви. Такая не напускная интеллектуальность вкупе с имиджем исполнительницы, предпочитавшей бриться наголо, в равной степени манила и отталкивала массы. В одной из рецензий трек «Mandinka» назвали «возможно, самым блестящим синглом, который никогда не станет хитом».

«Blood of Eden»

На протяжении всей карьеры Шинейд ОʼКоннор охотно записывала дуэты с другими музыкантами. Отбоя в таких предложениях не было (в 2005-м у нее даже вышел соответствующий сборник «Collaborations»). В 1992 году Питер Гэбриел пригласил певицу поучаствовать в создании своего альбома «Us». Вдвоем они записали два красивейших сингла «Come Talk to Me» и «Blood of Eden», после чего Шинейд даже отправилась с Питером в гастрольный тур.

«Thank You For Hearing Me»

Союз Гэбриела и ОʼКоннор был не только творческим. Годы спустя в своих мемуарах она охарактеризовала эти отношения как кратковременную интрижку, попутно обвинив музыканта в пренебрежении к ней. «Спасибо, что ты меня слушаешь. Спасибо, что любишь» — эта песня 1994 года была посвящена расставанию с Гэбриелом. Сегодня она звучит и как эпитафия самой ОʼКоннор.

«All Apologies»

В год смерти Курта Кобейна, работая над своим четвертым альбомом «Universal Mother», Шинейд ОʼКоннор записала кавер на последний трек финального студийного альбома Nirvana. История знает немало случаев, когда артисты, в том числе и сама Шинейд, создавая каверы, «присваивали» себе песни других исполнителей. «All Apologies» — пример, как тонко и деликатно певица обошлась с чужим материалом.

«Fire In Babylon»

В альбоме «Universal Mother», который Шинейд считала самым особенным в своей карьере (в том числе потому, что он записан в оперной манере бельканто), певица исследовала темы материнства, конфликты отцов и детей, словно бы продолжая творческую полемику, начатую самой скандальной выходкой в своей карьере. В 1992 году в прямом эфире американского шоу Saturday Night Live во время исполнения а капелла песни «War» Боба Марли ОʼКоннор порвала на куски фотографию папы римского Иоанна Павла II и бросила ее в операторскую камеру со словами «Сражайтесь с настоящим врагом». Таким образом она выразила протест против сексуального насилия над детьми в католической церкви (и это фактически стоило ей дальнейшей карьеры). В трип-хоповом регги «Fire In Babylon» 1994-го, наполненном библейскими мотивами, певица вновь яростно выступает против любых видов насилия над детьми.

«Iʼm Not Your Baby»

Разумеется, родная Ирландия занимала в жизни ОʼКоннор отдельное и важное место. Ее шестой альбом «Sean-Nós Nua» 2002 года целиком состоит из традиционных ирландских песен. Без дружбы и дуэтов с земляками тоже не обходилось. В 1997 году певица записала саундтрек для фильма «Конец насилия» вместе с главной группой Ирландии U2. И он звучит как потерянная жемчужина с их недооцененного альбома «Pop». Еще один примечательный опыт сотрудничества случился на заре карьеры Шинейд, в 1986 году, когда она спела песню «Heroine» для саундтрека фильма «Пленник», который целиком сочинил гитарист U2 Эдж. Впрочем, в другие моменты жизни это не мешало ей отчаянно критиковать U2 по различным поводам.

«No Manʼs Woman»

Сингл с альбома «Faith and Courage» 2000 года — возможно, самый светлый и жизнеутверждающий момент в карьере ОʼКоннор, когда она триумфально вернулась в эфир коммерческих радиостанций. Это гимн женщине — и это отличная поп-песня. 

«Special Cases»

В 2003-м Шинейд ОʼКоннор стала музой Massive Attack, сочинив вместе с лидером группы Робертом «3D» Дель Ная сразу три трека для еще одного недооцененного альбома «100th Window» — «What Your Soul Sings», «A Prayer for England» и «Special Cases». Последний был пронизан страхом перед изменяющимся миром, уже пережившим теракты 11 сентября и стоявшим на пороге вторжения США в Ирак. И даже посреди сгущающегося мрака ОʼКоннор находила надежду и выход в любви. «Главный смертный грех — гордыня. Она заставляет тебя чувствовать, что ты всегда прав. Но всегда есть две стороны. Для того, чтобы заняться любовью и создать новую жизнь, нужны двое» — поет она в «Special Cases».

«Take Me To Church»

Свой, как теперь оказалось, последний, десятый по счету альбом «Iʼm Not Bossy, Iʼm the Boss» ОʼКоннор выпустила в 2014 году. В нем исполнительница в который раз в карьере лирически переизобретала себя, пусть и в более привычной музыкальной традиции. В главном сингле с пластинки Шинейд безапелляционно отбрасывает прошлые жизни, любови и музыкальные достижения. Свое спасение она, как собственно и всегда, пытается найти в церкви. Впрочем, она тут же снижает пафос и оговаривается, что дело не в религии. Призыв, заложенный в припеве, — это просьба отвести ее под венец.

«Nothing Compares 2 U»

Любой плейлист, посвященный творчеству Шинейд ОʼКоннор, будет неполным без этого очевидного выбора — главного хита «Nothing Compares 2 U», который по стечению обстоятельств написала не она сама, а не менее именитый скандалист и бунтарь Принс (вот для сравнения его оригинальное исполнение). Но именно голос Шинейд ОʼКоннор, вобравший в себя всю неуемную страсть и вселенскую скорбь разбитого сердца, вывел эту композицию на недосягаемую высоту в 1990 году. Даже спустя три десятка лет «Nothing Compares 2 U» не звучит тривиально, а остается одной из величайших любовных баллад в истории поп-музыки.