Из-за новых правил премия «Золотая маска» больше не будет запускать звездные театральные карьеры, как раньше Вот несколько историй успеха, которые немыслимы без «Маски» — а значит, невозможны сегодня
Союз театральных деятелей (СТД) изменил правила национальной театральной премии «Золотая маска»: теперь награждать будут только спектакли. Исключаются частные номинации — например, за лучшую работу режиссера, лучшую мужскую и лучшую женскую роль, лучшую работу сценографа. Также учредитель премии отменил номинацию «Эксперимент» и специальный приз жюри. До недавнего времени премия и одноименный фестиваль были важнейшей и относительно независимой театральной институцией. Однако в 2023 году СТД прекратил сотрудничать с автономной некоммерческой организацией «Золотая маска» и создал собственный фестиваль и премию под тем же названием. Поскольку права на это название принадлежат СТД, прежняя команда уже не может продолжать работу в том же формате. Президентом новой «Золотой маски» стал председатель Союза Владимир Машков, активный сторонник российского вторжения в Украину. Критик Антон Хитров вспоминает ключевых героев нового российского театра 2000-х и 2010-х, добившихся успеха отчасти благодаря «Золотой маске» — а точнее, тем ее номинациям, которые отменило новое руководство.
Юрий Бутусов
Один из ключевых режиссеров в российском театре 2000-х и 2010-х. Его слава началась с дипломной работы в Петербургской театральной академии — спектакля «В ожидании Годо» по пьесе Сэмюэла Беккета, который вышел в 1998 году. Это хрестоматийная драма абсурда о маргиналах, которые сидят под деревом и безуспешно ждут некоего Годо, чье имя совсем не случайно напоминает английское слово God.
Бутусов заменил статику динамикой: у него персонажи все время куда-то шли, а дерево тащили с собой (критик Марина Дмитревская писала, что от этого в беспросветной пьесе Беккета даже появился какой-то невиданный прежде оптимизм). В спектакле играли молодые актеры Константин Хабенский, Михаил Трухин и Михаил Пореченков, которые окончили академию одновременно с Бутусовым; Трухин на тот момент уже был звездой сериала «Улицы разбитых фонарей», а вот фамилии Хабенского и Пореченкова еще мало что говорили зрителям.
В 1999 году Юрий Бутусов получил за эту работу «Золотую маску» в номинации «Лучшая работа режиссера». Через три года, в 2002-м, Константин Райкин пригласил Бутусова в Москву, в театр «Сатирикон», где тот выпустил свои знаковые спектакли — такие как «Ричард III» и «Чайка». Начав с неожиданных интерпретаций классики, режиссер со временем вырос в одного из главных отечественных практиков постдраматического театра — такого, где задача рассказать историю отходит на второй план и где работа артиста временами близка к работе художника в перформансе.
В 2010-х Бутусов успел недолго поруководить Театром им. Ленсовета в Петербурге, а затем вернулся в Москву на должность главного режиссера Театра им. Вахтангова. Осенью 2022-го он оттуда уволился, а вскоре публично выступил против войны. Сегодня режиссер работает в Европе.
Евгений Гришковец
Дебютный и самый знаменитый моноспектакль Евгения Гришковца «Как я съел собаку» о службе автора во флоте — смешной и горький рассказ от первого лица — можно отнести и к автофикшн-театру, и к «серьезной» стендап-комедии. Причем вышел он в 1998 году, когда ни то, ни другое еще не вошло у публики в привычку. Спектакль тем не менее стал хитом, и Гришковец играет его по сей день (исключительно долгая жизнь для театрального проекта).
В 2000 году «Как я съел собаку» стал одним из первых номинантов «Золотой маски» в категории «Новация», которую позже переименовали в «Эксперимент». Список победителей этого конкурса — это почти полный перечень главных героев экспериментального российского театра XXI века.
Гришковец — уникальная фигура в том смысле, что он, во-первых, один из немногих сумел найти новаторский театральный язык, понятный по-настоящему широкой аудитории, а во-вторых, сделал карьеру одновременно как драматург, прозаик, музыкант, актер театра и кино. В 2000-х он вел собственную передачу на СТС и записывал альбомы с группой «Бигуди», в 2010-х его роман «Театр отчаяния. Отчаянный театр» попал в шорт-лист «Большой книги».
В феврале 2022-го Гришковец опубликовал антивоенный пост, который затем удалил; в 2023-м — выступил перед ранеными российскими военными в госпитале.
Иван Вырыпаев и Виктор Рыжаков
В середине девяностых руководитель Камчатской драмы, режиссер Виктор Рыжаков, еще недавно игравший профессора Преображенского в легендарном «Собачьем сердце» Генриетты Яновской, пригласил в труппу молодого актера из Иркутска Ивана Вырыпаева. Так началось их многолетнее сотрудничество, которое сделало обоих звездами.
Через несколько лет Вырыпаев начал писать пьесы. В 2002-м Рыжаков поставил в только что образованном независимом московском «Театре.doc» спектакль «Кислород»: Вырыпаев — автор текста и один из артистов. «Кислород», по сути, концептуальный хип-хоп альбом, переосмысляющий десять заповедей; именно в таком ключе его и исполняли на крошечной сцене «Театра.doc».
В 2004 году «Кислород» получил «Золотую маску» в номинации «Новация». Вырыпаев стремительно сделался самым модным драматургом в стране. Сначала его позвали работать над сценарием второго «Бумера». Затем продюсер Эдуард Бояков открыл по соседству с «Театром.doc» новую площадку «Практика», где пьесы Вырыпаева стали основой репертуара. А вскоре он дебютировал еще и как кинорежиссер: его первый фильм «Эйфория» участвовал в основном конкурсе Венецианского фестиваля. Все это произошло буквально в течение двух лет.
Что касается Виктора Рыжакова, он заработал репутацию главного специалиста по Ивану Вырыпаеву и поставил еще много его текстов: сначала в камерной «Практике», а со временем — и на больших сценах, в МХТ им. Чехова и в Театре наций. В 2011-м Рыжаков возглавил столичный Центр им. Мейерхольда (ЦиМ) и вместе с директором Еленой Ковальской превратил его в одну из самых прогрессивных театральных институций страны. А в 2020-м — стал художественным руководителем «Современника».
Иван Вырыпаев переехал в Польшу в 2014 году и продолжает театральную карьеру там. Его пьесы исчезли из репертуара российских театров в 2022 году, когда драматург обещал перечислять гонорары в пользу Украины. В 2024 году Вырыпаева заочно приговорили в России к семи с половиной годам колонии за «фейки» об армии. Виктор Рыжаков потерял должность в «Современнике» летом 2022 года — через несколько месяцев после того, как подписал антивоенное обращение культурных деятелей.
Дмитрий Крымов
Сценограф по первой специальности и один из первых режиссеров, познакомивших российских зрителей с «театром художника», где визуальные решения становятся основой спектакля. Первые режиссерские работы (если не считать раннего опыта «Гамлет») Крымов создал со своими студентами в ГИТИСе: они учились на сценографов, а не на актеров — однако сами выходили на сцену, чтобы на глазах у публики рисовать, вырезать и складывать композиции из повседневных вещей.
В 2004 году режиссер объединился с учениками в творческую группу «Лаборатория Дмитрия Крымова», которая стала подразделением «Школы драматического искусства» — в те годы самого необычного московского театра под руководством Анатолия Васильева. В 2006-м они выпустили спектакль «Демон. Вид сверху». Это был эталонный проект раннего Крымова — серия изобретательных визуальных этюдов, объединенных образом лермонтовского Демона.
Зрители в самом деле наблюдали за происходящим сверху, а сцена служила для перформеров огромным холстом: архитектура зала «Глобус» в «Школе драматического искусства» позволяла так сделать. Спектакль принес «Лаборатории» первую «Золотую маску» — ее вручили в 2008 году, разумеется, в той самой номинации «Эксперимент». За этой наградой последовали и другие (например, аналогичный приз в 2010-м за спектакль «Opus № 7»). На рубеже 2000-х и 2010-х команда Крымова заняла свое место среди главных экспериментаторов театральной Москвы.
Режиссер мог бы бесконечно развивать однажды найденную эстетику, но вскоре захотел чего-то нового — и переключился с «театра художника» на более сложные и трудноопределимые вещи. Теперь важнейшее лицо в его спектаклях — не художник, а актер, но задачи у него не вполне такие, как в привычном драматическом театре (если коротко, практически все работы позднего Крымова прикидываются неудачными представлениями и исследуют отношения между искусством и публикой).
Крымов проработал в «Школе драматического искусства» до 2018 года (с уходом Анатолия Васильева в 2006-м его «Лаборатория» надолго стала главным активом этого театра). Затем он стал сотрудничать с другими площадками, в том числе с МХТ им. Чехова и Театром наций. В 2022-м режиссер выступил против войны и уехал в США, а его спектакли сняли с репертуара во всех театрах, подотчетных московскому Департаменту культуры. Сегодня он руководит театральной компанией Krymov Lab NYC в Нью-Йорке и выпускает проекты в Риге.
Дмитрий Волкострелов и Ксения Перетрухина
Встреча режиссера Волкострелова и сценографа Перетрухиной — особенно счастливое событие в новейшей истории российского театра. Оба они — концептуальные художники по складу мышления, способные критически взглянуть на любые театральные нормы, будь то режиссерская интерпретация пьесы (которую отрицает Волкострелов) или традиционная планировка зрительного зала (против которого восстала Перетрухина).
В апреле 2013 года дуэт получил специальную премию жюри «Золотой маски» сразу за все совместные проекты: среди них — «Злая девушка» по пьесе Павла Пряжко, «Танец Дели» по Ивану Вырыпаеву и опера Бориса Филановского «Три четыре» по текстам Льва Рубинштейна.
Уже в следующем театральном сезоне Волкострелов и Перетрухина с командой единомышленников образовали «Группу юбилейного года» — команду, ответственную за мемориальный проект к 50-летию Театра на Таганке. Этот цикл документальных спектаклей и выставок, осмыслявших историю знаменитой площадки, стал уникальным примером, когда художники исследуют театр средствами самого театра.
В 2013–2014 годах Волкострелов и Перетрухина стали признанными лидерами театрального авангарда. Теперь им предлагали работу главные площадки страны — как, например, Театр наций в Москве. Волкострелов в 2020 году сменил Виктора Рыжакова на должности худрука Центра им. Мейерхольда. Правда, проработал он там недолго: в 2022 году, в первые дни полномасштабного вторжения, худрука уволили за антивоенный пост в социальных сетях ЦиМа.
Волкострелов по-прежнему работает в России: в этом сезоне он впервые выпустит премьеру в Малом драматическом театре Петербурга, которым руководит его преподаватель из Петербургской театральной академии Лев Додин. В то же время независимый петербургский театр post, созданный режиссером вместе с однокурсниками, не играет спектакли с 2022 года. Перетрухина живет и работает в Финляндии вместе с мужем, драматургом Михаилом Дурненковым.