Перейти к материалам
истории

Новую часть Dragon Age делали почти 10 лет. Журналисты — в восторге. Игроки (некоторые) — жалуются на ЛГБТК-персонажей и «нравоучительные диалоги» о гендерах

Источник: Meduza
Electronic Arts

Канадская студия BioWare выпустила новую часть популярной серии фэнтезийных ролевых игр Dragon Age. Проект, получивший подзаголовок The Veilguard, очень понравился западной прессе — его хвалят за современную графику, динамичную боевую систему и хорошо прописанную историю. Но у некоторых игроков мнение совсем другое. В соцсетях и отзывах на Metacritic разработчиков критикуют за то, что они слишком увлеклись воук-культурой и тематикой ЛГБТК+. «Медуза» рассказывает, как создавалась The Veilguard и что конкретно в ней не понравилось игрокам.

Разработку новой части Dragon Age начали еще в середине 2010-х. И несколько раз меняли концепцию проекта

Журналист Джейсон Шрейер рассказывал, что команда, создавшая предыдущую игру серии, Dragon Age: Inquisition, разделилась в 2015 году. Большую часть сотрудников перебросили на Mass Effect: Andromeda, у разработчиков которой возникли трудности. Оставшиеся несколько десятков человек под руководством креативного директора Майка Лэйдлоу приступили к созданию новой Dragon Age — ей дали кодовое название Joplin.

Один из бывших сотрудников BioWare пояснял, что эта игра должна была быть не такой масштабной, как Inquisition, но более проработанной. Однако в конце 2016 года команде Joplin пришлось приостановить работу над проектом и в полном составе переключиться на Andromeda, которая нуждалась в дополнительных людях в последние месяцы перед релизом.

Трейлер к выходу Dragon Age: The Veilguard
GameSpot Trailers

Шрейер отмечал, что в то время издательство Electronic Arts, которому принадлежит BioWare, хотело сконцентрироваться на создании игр-сервисов. Но серия Dragon Age не вписывалась в новую концепцию: сразу несколько разработчиков говорили, что многопользовательская составляющая в Joplin практически не обсуждалась.

После выхода новой Mass Effect в марте 2017-го команда Joplin смогла вернуться к своему проекту. Более того, она даже увеличилась за счет сотрудников, которые изначально работали над Andromeda. Но уже в октябре того же года Joplin отменили, а большую часть команды перебросили на другую проблемную игру — многопользовательский шутер Anthem.

Разработкой следующей Dragon Age с чистого листа занялась небольшая команда. Предполагалось, что создатели нового проекта (уже под новым кодовым названием — Morrison) возьмут за основу именно Anthem и все-таки превратят Dragon Age в игру-сервис. Из-за смены концепции Майк Лэйдлоу и еще несколько ветеранов студии решили уволиться.

Вышедшая в феврале 2019 года Anthem не понравилась ни прессе, ни игрокам (средний балл игры на Metacritic — 59 из 100), коммерческого успеха тоже не было. Тогда BioWare пообещала кардинально переработать игровой процесс, но в 2021 году отказалась от этой затеи. Неудача с Anthem и успех другой игры EA, однопользовательской Star Wars Jedi: Fallen Order, привел к тому, что все запланированные мультиплеерные компоненты из новой Dragon Age тоже решили убрать.

Западные журналисты хвалят игру — особенно за темы, которые в ней поднимаются

В конечном итоге Dragon Age: The Veilguard вышла 31 октября 2024 года на PlayStation 5, Xbox Series X|S и PC — в виде однопользовательской игры. И судя по всему, это было правильное решение со стороны BioWare. На момент написания текста средний балл новой Dragon Age на Metacritic составляет 84 из 100 на основе 54 рецензий. Это хороший результат, который позволяет ей уверенно держаться в первой сотне лучших игр года.

Сразу несколько западных изданий поставили The Veilguard максимально возможную оценку. Среди них редактор Eurogamer Роберт Перчез, который прямо в заголовке рецензии называет новую Dragon Age лучшей игрой BioWare.

«В Dragon Age: The Veilguard есть моменты, когда все, что я могу сделать, это остановиться и глазеть по сторонам, — пишет он. — Видеть, как фэнтезийное приключение оживает вокруг меня в таком масштабе и с такой драмой, — поразительно. Я все время жду, что иллюзия рухнет и игра мне надоест, но этого не происходит».

Electronic Arts
Electronic Arts
Electronic Arts

Перчез хвалит кинематографичность и масштаб как основных, так и побочных миссий, современную графику (в частности, освещение) и энергичные сражения. Отдельная похвала досталась спутникам главного героя, которых он встречает во время своего путешествия.

«Через них The Veilguard говорит с нашими сердцами, и через них игра подходит к сложным темам из нашего мира, таким как гендерная идентичность, нейроразнообразие, личная травма и родительство, — рассказывает редактор. — Каждая из них рассматривается мягко и ненавязчиво, со зрелостью и заботой».

Напарников хвалят все обозреватели, вне зависимости от того, как они оценили игру в целом. Например, Джордан Рами из GameSpot (он пока не прошел игру до конца, но предварительно поставил The Veilguard семь баллов из десяти) пишет, что главный герой Рук, который пытается спасти мир, в общей истории теряется и выглядит неубедительно. Но вот от историй его спутников он остался в восторге.

Редактор Gamesradar Роллин Бишоп добавляет: «Она [игра] ни в коем случае не идеальна, и у меня есть изрядная доля разочарования после примерно 76 часов [проведенных в игре]. Но благодаря удивительно приятной боевой системе и любовно созданным сюжетным линиям, которые затрагивают все — от смертности до идентичности и семьи, — сложно слишком уж сильно критиковать игру за незначительные мелочи».

Electronic Arts

Геймеры критикуют Dragon Age за «нравоучительные диалоги» и ЛГБТК-персонажей. Они жалуются, что вместо «стейка» им продали «веганский хэппи-мил»

Несмотря на все похвалы от медиа, именно взаимоотношения между героями и затрагиваемые в игре темы вызвали недовольство некоторых обычных игроков. Средняя оценка пользователей на Metacritic гораздо ниже, чем у журналистов, — всего 3,8 из 10 на основе почти пяти тысяч отзывов. 

  • «Навязанные воук-темы и нравоучительные диалоги полностью рушат иммерсивный опыт. Персонажи кажутся недоразвитыми, а сюжет страдает от тяжеловесных социальных комментариев. Разочаровывающий уход от корней серии».
  • «Вместо полноценного ужина со стейком, который должен быть в этой игре, вы получите веганский хэппи-мил с проповедями о том, какой вы плохой человек».
  • «Зачем делать акцент на гендере, когда порождение тьмы вот-вот уничтожит мир».

Впрочем, неизвестно, действительно ли эти пользователи играли в Dragon Age: The Veilguard или просто сделали выводы по роликам и другим отзывам в интернете. Но, например, в Steam, где можно видеть, сколько времени человек провел в игре, таких мнений тоже хватает. Правда, в основном пользователи все же ругают то, что The Veilguard слишком отходит от своих корней.

  • «Трудно выразить словами, насколько ужасны в этой игре сценарий и повествование. Бои ощущаются как экшен-игра на мобильных устройствах. Здесь мало что осталось от Dragon Age». 
  • «Игра кажется поверхностной, как будто я застрял на сеансе групповой терапии вместо того, чтобы по-настоящему погрузиться в историю». 
  • «Я очень хотел полюбить эту игру. Но не могу. Бои и визуальные эффекты на высшем уровне, но диалоги — чистый кринж». 

Самым популярным роликом из The Veilguard в соцсетях стала сцена, где одна из героинь путает местоимение другого персонажа и говорит «она» вместо «они». После этого она идет отжиматься в качестве извинения — и объясняет это старой традицией. Гейм-дизайнер Марк Керн, который в прошлом работал в Blizzard Entertainment и руководил разработкой World of Warcraft, назвал эту сцену худшей в игре. На нее уже обратила внимание и русскоязычная аудитория.

Пользователи также выкладывают скриншоты, где герои обсуждают гендерную идентичность. Темы небинарности и трансгендерности в игре действительно присутствуют. Западные СМИ даже посвятили этому отдельные тексты. Однако некоторые игроки пишут, что за 30 часов в Dragon Age они пока так и не столкнулись с обсуждением местоимений и гендеров.

На самом деле The Veilguard не первая игра (в свое время доставалось и популярному шутеру Overwatch от Blizzard Entertainment, и даже недавнему ремейку Silent Hill 2), которую упрекают в том, что она слишком сильно акцентирует внимание на подобных темах. Впрочем, их отсутствие иногда тоже вызывает недовольство, но уже со стороны журналистов.

Несмотря на всю критику (а где-то — откровенные передергивания и издевательства), Dragon Age: The Veilguard сейчас находится в списке наиболее популярных проектов в Steam. Ей далеко до рекордов той же Black Myth: Wukong, но свои почти 90 тысяч игроков на пике популярности она набрала. В EA этими результатами, судя по всему, довольны.

О Wukong мы тоже писали

Black Myth: Wukong бьет рекорды в Steam и претендует на звание лучшей игры года Правда, некоторые журналисты раскритиковали проект китайских разработчиков за «отсутствие инклюзивности»

О Wukong мы тоже писали

Black Myth: Wukong бьет рекорды в Steam и претендует на звание лучшей игры года Правда, некоторые журналисты раскритиковали проект китайских разработчиков за «отсутствие инклюзивности»

Михаил Герасимов