«Молитвы. Анекдоты. Тосты» — самая зрелая работа Монеточки Осторожно: если вы уехали из России после начала войны, от новых песен возможны слезы ручьем
24 мая вышел третий альбом Монеточки — «Молитвы. Анекдоты. Тосты». Всего на 10 песнях Лиза Гырдымова успевает дать слушателям и то, за что ее когда-то полюбили (несколько издевательских музыкальных пародий), и более непривычный материал — глубокий и печальный, но такой же остроумный. Она поет о материнстве, о России, которую пришлось покинуть, и о том, как могло бы выглядеть светлое будущее страны. «Медуза» рассказывает главное об этом альбоме.
Еще в 2021 году Монеточка задумалась о смене сценического псевдонима. В интервью Дмитрию Быкову Лиза Гырдымова говорила, что переросла уменьшительно-ласкательное имя и теперь на занятиях с педагогом по вокалу ищет свой низкий голос — взамен смешливому и звонкому, прославившему ее на первых записях. «Хватит уже этих анекдотов, хочется быть обыкновенной хорошей певицей», — говорила она (и небезосновательно).
Третий альбом Лизы, которой на днях исполняется 26 лет, — еще одно тому доказательство. Подростковый образ уже очевидно маловат. За четыре года с момента выхода предыдущего «Декоративно-прикладного искусства» певица прошла впечатляющий путь: родила двух детей, уехала в вынужденную эмиграцию, провела тур в поддержку пострадавших от войны украинцев, получила от Минюста титул «иноагентки» — и совершенно точно стала настоящей большой артисткой.
Впрочем, от анекдотов, как видно по названию пластинки, Монеточка отказываться не спешит — узнаваемые остроты и стилистические аттракционы при ней. Самый яркий пример из нового альбома — композиция «Кис кис кис», пародия на маскулинный объективирующий рэп, написанная от лица девушки: «Любви достойны только бати и подруги, но только не бати подруг и не подруги бать, йоу», — читает Лиза, призывая парня, которого она называет колючим котенком, «пойти на ручки».
Еще один сатирический номер — диско-шансон «Монополия», в котором депутатша «села в кресло, а оно как раз». Правда, в финале «неудачно встала фишка» — и все закончилось тюрьмой.
В небольшом получасовом альбоме эти фельетоны не самое главное — ясно, что певице хотелось поговорить о другом. Фокус внимания Монеточки сместился с общеузнаваемых сюжетов на те, что разворачиваются в ее собственной голове. Поразительно, что Лизе особенно удались самые болезненные темы — эмиграция и материнство.
«М. А. Т.» сразу раздавит слушателя вступительной «Это было в России» — вместе с «Русским ковчегом» и «Переживу» она образует трилогию песен Монеточки о родине. «Это было в России» старательно притворяется сиротским «красным диско» — слушатель ждет очередной Лизиной шутки, но вместо нее получает горькое: «Помню, как моросило, а я шла из кино. Это было в России, значит, было давно». Легко представить, как эта песня доведет до слез любого «релоканта» — даже на танцполе, где ей самое место (синтезаторная партия — казалось бы, уже не такое модное, но все же меткое решение).
Гырдымова уже два года не живет в России, но продолжает петь только о ней — пространство каждой композиции заполнено говорящими мелочами, встретить которые можно только дома (домофоны, щеколды и пакетик «Терафлю» — в «Заново» эти образы почти осязаемы).
Тут же мы видим, как дом этот опустел («Жучка»). Вновь представляется покинутая закрытая квартира, о которой уже будто пели другие российские музыканты: «Комсомольск» или Сироткин. «И седых забрали, и румяных крох. Никого в подвале не оставил бог. Не услышать эхо, не исчислить дней. Неужели сверху все ему видней?» — молится Монеточка в этой же песне без надежды на ответ и уже без всякой иронии.
На том же чувственном уровне работает и лирика песни «Селфхарм», в которой Монеточка чувствует от любимого запах спокойного четверга или времени в середине дня — 16:00. А от себя, разбитой, — запах детской травмы, ревности и восьми часов, проведенных в тиктоке.
За звук в «М. А. Т.», как и во всех предыдущих альбомах Монеточки, отвечал ее муж — музыкант Витя Исаев, один из самых талантливых композиторов и аранжировщиков нового поколения, изящно обрамляющий стихи Лизы. И если в «Раскрасках для взрослых» критики услышали оммажи Моби и «Кино», а в «Декоративно-прикладном искусстве» — Борису Гребенщикову и «Королю и шуту», то в третьем альбоме нашелся блистательный привет Red Hot Chili Peppers («Селфхарм») и хиту нулевых «Let Me Blow Ya Mind» Ив и Гвен Стефани («Кис кис кис»).
То, что Лиза и Витя делают в «Остановилось» и «У мамы есть секрет», играючи рассказывая о радостях и горестях материнства под гэридж и хаус, кажется, работает лучше любой национальной программы по стимулированию рождаемости. Шутка ли, даже если маме «зальют перцовкой веки» за нехороший плакат на Красной площади, ребенок вымахает в супергероя и спасет маму от дракона, спрятав ее в ладошках.
Впервые в истории дуэта Исаев у Монеточки фигурирует не только как соавтор и бэк-вокалист, но и как лирический герой. С Витиного поцелуя альбом начинается («Это было в России»), а большим семейным путешествием с «милым другом» в прекрасную Россию будущего — заканчивается («Выше крыш»). В финальной композиции Лиза тостует за то, чтобы ее герои — братья, бабушки, невесты — когда-нибудь собрались в одном месте и беспрепятственно полетели к любимым — рейсами Москва — Париж, Киев — Петербург.
Вероятно, не все песни из «М. А. Т.» разлетятся на мемы, как это было в свое время с «Раскрасками для взрослых», но альбом точно обогатит концертный репертуар «обыкновенной хорошей певицы» Лизы Гырдымовой, продолжающей свой путь (в начале июня в Варшаве она выступит на одном фестивале вместе с Нойзом, а еще Луной и Иваном Дорном — подходящая сцена для песен о будущем без войны). А пока хочется выпить за Москву, Париж и Екатеринбург, где мы когда-нибудь встретимся с родными и не побоимся обсудить с ними все на свете.